Сравнение программ политических партий России.

Интересный аналитический материал сравнивающий тексты программ всех партий  который провела редакция ТАСС-ДОСЬЕ после публикации в «Российской газете» всех программ 14 партий.

Размеры

Следует отметить, что у большинства партий электронные и печатные версии программных документов различаются. Например, программа «Яблока», опубликованная в «Российской газете», в десять раз короче, чем на сайте, а у «Гражданской силы» — вдвое. У ЛДПР в газетную версию не вошли разделы о «русском вопросе», госустройстве, внешней политике и др., а у «Родины» — предвыборный манифест и история партии.

Среди печатных версий самой объемной стала программа «Единой России» — 18 501 слово (132 427 печатных знаков). На втором месте, с существенным отрывом (почти в пять раз), — «Гражданская сила»: 3971 слово, или 27 537 знаков. Замыкает тройку «Яблоко», чей предвыборный документ состоит из 3705 слов (24 706 знаков).

Самую лаконичную программу опубликовали «Коммунисты России» — всего 505 слов (3600 знаков). Также небольшой объем у программ ПАРНАС (824 слова, 5438 знаков) и «Зеленых» (1335 слов, 9723 знака).

Если изучать версии, размещенные на партийных сайтах, то самая длинная программа у «Яблока» — (37 264 слова и 271 454 знака), самая короткая — у ПАРНАС (824 слова и 5438 знаков).

Названия

Большинство партий традиционно используют в названиях предвыборных программ слова, призванные заинтересовать избирателей и кратко выразить суть предлагаемых реформ. Так, «Коммунисты России», выступающие за возвращение социализма в Россию, назвали свой текст «Десять сталинских ударов по капитализму» (по аналогии с неофициальным названием стратегических наступательных операций советских войск в 1944 г.). Оппозиционный ПАРНАС озаглавил предвыборный документ «Перезагрузи систему», в частности пообещав отменить все законы, принятые Госдумой VI созыва.

«Справедливая Россия» предлагает избирателям «25 справедливых законов», КПРФ — «10 шагов к достойной жизни». Либерально-демократическая партия призывает «Идти курсом ЛДПР». Экологическая партия «Зеленые» выступает «За чистую Россию», а Партия роста, объединившая в своих рядах предпринимателей, — за «Стратегию роста» (в печатной версии — «Нам нужна коалиция роста»).

Декларирующее «европейский путь» России «Яблоко» озаглавило свою программу «Уважение к человеку». «Гражданская платформа» в названии подчеркнула, что именно она является «честной правой» партией.

Партия парламентского большинства «Единая Россия» назвала свою программу «Успех каждого — успех России». Российская партия пенсионеров за справедливость предлагает избирателям «Программу, написанную народом», а «Родина» — «План обновления и развития».

«Патриоты России» вынесли в заглавие фамилию своего лидера, назвав программу «План Семигина: Российский национальный прорыв».

«Гражданская сила» вообще не предложила названия для своей программы.

Лексика

Самое популярное слово во всех без исключения партийных программах — «Россия» («РФ»). В абсолютном исчислении чаще всего оно встречается у «Единой России» — 118 раз. Если брать относительные показатели (доля слова «Россия» к общему количеству слов в тексте), то на первом месте окажется КПРФ (1,49%, 24 слова). У «Единой России» этот показатель составляет 0,64%.

Авторы программных документов часто используют термины политической географии. Так, «Запад» упомянут в программах пяти партий (чаще всего у «Гражданской силы» — девять раз, 0,23%), «Восток» — в двух. Слово «Украина» встречается у шести партий, у пяти из них — лишь раз, у «Единой России» — дважды (0,01%). О «Крыме» упомянуто только в двух программах — «Единой России» (два раза, 0,01%) и «Гражданской платформы» (один раз, 0,06%). Слово «Европа» («Евросоюз») встречается у шести партий, и только дважды оно упомянуто у ЛДПР и «Яблока» (0,12% и 0,05% соответственно). Про «США» («Америку») пишут пять партий, на первом месте по частоте употребления — Партия роста (3 раза, 0,11%).

Все партии, кроме «Коммунистов России», используют слово «экономика» и его производные. Чаще всего оно встречается в программе «Единой России» — 95 раз (0,51%). В процентном отношении на первом месте Партия роста, у которой «экономика» занимает 2,54% текста (71 слово). Реже всего «экономику» упоминает «Справедливая Россия» — всего дважды (0,12%).

Также популярно слово «развитие». Лидером по частоте его употребления вновь является «Единая Россия» — 113 раз (0,61%), а в процентном отношении Партия роста — 0,89% (25 раз). «Справедливая Россия» лишь один раз упоминает «развитие» (0,06%), а «Коммунисты России» вовсе не включили это слово в свою программу.

«Импортозамещение» можно найти в текстах семи партий, участвующих в выборах. Чаще всего оно встречается в программе «Единой России» (6 слов и 0,03%).

Про «патриотизм» вспоминают шесть партий (чаще всего «Патриоты России» — шесть раз, или 0,2%), про «демократию» — семь (лидирует «Гражданская сила» — девять раз, или 0,22%), «права человека» — семь (лидируют «Яблоко» и Партия пенсионеров — по четыре раза, или 0,11%). Слово «свобода» встречается в девяти программах, по числу его упоминания лидирует «Гражданская сила» (семь слов, или 0,18%). О «равенстве» говорит только «Яблоко» (дважды), о «неравенстве» — КПРФ и «Единая Россия» (по одному разу).

«Образование» в значении «обучение» не упоминается только в программах Партии роста и «Яблока». Среди остальных это слово чаще использует «Единая Россия» (86 раз и 0,46%). При этом пять партий также упоминают «ЕГЭ».

Слово «семья» встречается в программных документах девяти партий. По частоте его употребления на первом месте оказалась «Единая Россия» (40 слов и 0,21%). В процентном отношении лидерство принадлежит «Справедливой России» и «Гражданской платформе» (у каждой по 0,24%, или четыре слова).

О «человеке» вспоминают девять партий, из них чаще всего — по 19 раз — «Яблоко» и «Единая Россия». При этом «Яблоко» лидирует в процентном отношении: 0,51% против 0,10% «Единой России». Слово «русские» встречается лишь в двух документах — дважды у «Родины» (0,11%) и один раз у Партии роста (0,04%).

Ряд партий используют в программах слова, вызывающие ассоциации с их названиями или идеологией. У «Зеленых» таковыми являются «экология» и производные от него (19 слов, или 1,42% текста), у Партии роста, собственно, «рост» (42, или 1,5%; без учета названия самой партии, часто фигурирующего в документе), у «Коммунистов России» — «советский» (7, или 1,39%). Партия пенсионеров, обращаясь к своему электорату, 72 раза (2,06%) употребляет слово «пенсионеры» и производные от него (без учета названия самой партии).

В зависимости от предпочтений своего электората некоторые партии также применяют специфическую лексику. Например, ПАРНАС включает в текст выражения «железный занавес», «холодная война», Партия роста — «технология блокчейн», «таргетировать», «мейнстрим», Партия пенсионеров — «сдюжим», «неурядицы», «неуютно», КПРФ — «хищники-глобалисты», «псевдореформы», «толстосумы», «жировать», «паучьи сети перекупщиков», «сердюковский погром». В программе «Гражданской платформы» широко используются экспрессивные выражения «доить экономику», «раскромсали госсобственность», «финансовые воротила» (орфография текста оригинала сохранена).

Авторы программы «Родины» пытаются вести беседу с избирателем «народным» языком, имитируя пословицы или поговорки. Говоря о низких доходах граждан, они предлагают им заглянуть в кошелек и в холодильник, поскольку, по их мнению, «если там пусто, то и в стране не густо».

Источник: ТАСС

Share on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInShare on Tumblr